Блокада Ленинграда (8.09.1941-27.01.1944)

Блокада Ленинграда — военная блокада города Ленинграда                                  (ныне — Санкт-Петербург) немецкими, финскими войсками с участием военно-морских сил Италии во время Великой Отечественной войны. 

Длилась с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года - 872 дня.

Боевые действия - июль-декабрь 1941 года

10 июля 1941 года войска группы армий «Север» перешли в наступление. 

Группа армий «Север» насчитывала: 

810 тыс. человек, 5300 орудий и миномётов, 440 танков. 

Ей ставилась задача разгромить войска Северо-Западного и Северного фронтов, отрезать город с востока и юго-востока от остальной территории СССР. Наступление группы армий «Север» поддерживал немецкий 1-й воздушный флот (760 самолетов), а войск, сосредоточенных в Финляндии, – часть сил 5-го воздушного флота (240 самолетов) и финская авиация (307 самолетов). Руководство Северным и Северо-Западным фронтом согласно постановлению ГКО от 10 июля осуществлял Главнокомандующий войсками Северо-Западного направления маршал Советского Союза К.Е. Ворошилов, которому с 14 июля был подчинен Краснознаменный Балтийский флот (вице-адмирал В.Ф. Трибуц). 

Состав Северного, Северо-Западного фронтов и Балтийского флота насчитывали:

  • 540 тыс. человек, 5000 орудий и миномётов,
  • около 700 танков, 235 боевых самолетов и 19 боевых кораблей основных классов;   Управление ВВС обоих фронтов, координацию действий авиации флота и 7-го авиационного корпуса ПВО было возложено на командующего ВВС Северо-Западного направления генерал-майора авиации А.А. Новикова. 

Боевые действия на Ленинградском направлении 10 июля – 30 декабря 1941 года:

  • Ленинградская стратегическая операция  (10 июля – 30 сентября 1941 г.) 
  • Таллинская оборонительная операция        (5 – 30 августа 1941 г.) 
  • Тихвинская оборонительная операция        (16 октября – 18 ноября 1941 г.)
  • Тихвинская наступательная операция       (10 ноября – 30 декабря 1941 г.)
  • Оборона военно-морской базы Ханко           (22 июня – 5 декабря 1941 г.)
  • Оборона Моонзундских островов                 (22 июня – 22 октября 1941 г.)

Линия фронта по состоянию  на 21.09.1941 г

Военачальники

СССР

Германия

Финляндия

Испания


Начало блокады 8 сентября 1941г.

Началом блокады считается 8 сентября 1941 года, когда была прервана сухопутная связь Ленинграда со всей страной. Однако жители города потеряли возможность покинуть Ленинград двумя неделями раньше: железнодорожное сообщение было прервано 27 августа, и на вокзалах и в пригородах скопились десятки тысяч людей, ожидавших возможности прорыва на восток. В октябре жители города почувствовали на себе явную нехватку продовольствия, а в ноябре в Ленинграде начался настоящий голод. Были отмечены сначала первые случаи потери сознания от голода на улицах и на работе, первые случаи смерти от истощения. Запасы продовольствия доставлялись в город как по воздуху, так и по воде через Ладожское озеро до установления льда. Пока лёд набирал достаточную для движения автомашин толщину, движение через Ладогу практически отсутствовало. Все эти транспортные коммуникации находились под постоянным огнём противника.

Зима 1941—1942 годов

Паек блокадников

  Суточные нормы хлеба для населения (граммов)
Дата
установления нормы
Рабочие
горячих цехов
Рабочие
и ИТР
Служащие Иждивенцы Дети
до 12 лет
18 июля 1941 1000 800 600 400 400
2 сентября 1941 800 600 400 300 300
11 сентября 1941 700 500 300 250 300
1 октября 1941 600 400 200 200 200
13 ноября 1941 450 300 150 150 150
20 ноября 1941 375 250 125 125 125
25 декабря 1941 500 350 200 200 200
24 января 1942 575 400 300 250 250
11 февраля 1942 700 500 400 300 300
23 февраля 1943 700 600 500 400 400

Месячные нормы продуктов на человека

В течение 1941—1942 годов было предпринято несколько попыток прорыва блокады, но все они оказались неудачными. Район между Ладожским озером и посёлком Мга, в котором расстояние между линиями Ленинградского и Волховского фронтов было всего 12—16 километров (так называемый «синявинско-шлиссельбургский выступ»), продолжали прочно удерживать части 18-й армии вермахта.

Весна — лето 1942 года

Партизанский обоз для блокадного Ленинграда

29 марта 1942 года в Ленинград прибыл из Псковской и Новгородской областей партизанский обоз с продовольствием для жителей города. Событие имело огромное воодушевляющее значение и продемонстрировало неспособность противника контролировать тыл своих войск, и возможность деблокирования города регулярной Красной армией, раз это удалось сделать партизанам

1942 год. Активизация обстрела немцами Ленинграда

К лету руководство фашистской Германии приняло решение активизировать боевые действия на Ленинградском фронте, и в первую очередь, усилить артиллерийские обстрелы и бомбардировки города.

Вокруг Ленинграда были развернуты новые артиллерийские батареи. Были, в частности, развернуты сверхтяжёлые орудия на железнодорожных платформах. Они били снарядами на расстояние 13, 22 и даже 28 км. Вес снарядов достигал 800—900 кг. Немцы составили схему города и наметили несколько тысяч самых важных целей, которые обстреливались ежедневно.

В это время Ленинград превращается в мощный укреплённый район. Было создано 110 крупных узлов обороны, оборудовались многие тысячи километров траншей, ходов сообщений и других инженерных сооружений. Это создало возможность производить скрытную перегруппировку войск, отвод солдат с передовой, подтягивание резервов. В результате резко сократилось количество потерь советских войск от осколков снарядов и вражеских снайперов. Была налажена разведка и маскировка позиций. Организуется контрбатарейная борьба с осадной артиллерией противника. В результате значительно снизилась интенсивность обстрелов Ленинграда вражеской артиллерией. В этих целях умело использовалась корабельная артиллерия Балтийского флота. Были выдвинуты вперед позиции тяжёлой артиллерии Ленинградского фронта, часть её переброшена через Финский залив на Ораниенбаумский плацдарм, что позволило увеличить дальность стрельбы, причём во фланг и тыл артиллерийским группировкам противника. Были выделены специальные самолёты-корректировщики и аэростаты наблюдения. Благодаря этим мерам, в 1943 году количество артиллерийских снарядов, упавших на город, уменьшилось примерно в 7 раз

1943 год. Операция "Искра". Прорыв блокады

Опера́ция «Искра» — наступательная операция частей Красной Армии, проведённая с 12 по 30 января 1943 года силами Ленинградского и Волховского фронтов при содействии части сил Балтийского флота, Ладожской военной флотилии и авиации дальнего действия с целью прорыва блокады Ленинграда.

Силы и состав сторон -  СССР:

Ленинградский фронткомандующий: генерал-лейтенант (с 15 января 1943 года — генерал-полковник) Л. А. Говоров

67-я армиякомандующий: генерал-лейтенант М. П. Духанов,

с 24 января по конец февраля — генерал-майор А. И. Черепанов, затем снова М. П. Духанов.

55-я армия — командующий: генерал-лейтенант В. П. Свиридов

13-я воздушная армия — командующий: генерал-полковник авиации С. Д. Рыбальченко

Волховский фронткомандующий: генерал армии К. А. Мерецков, заместитель ком. генерал-лейтенант И. И. Федюнинский

2-я ударная армия — командующий: генерал-лейтенант В. З. Романовский

54-я армия — командующий: генерал-лейтенант А. В. Сухомлин

8-й армии — командующий: генерал-лейтенант Ф. Н. Стариков

14-я воздушная армия — командующий: генерал-лейтенант авиации И. П. Журавлёв

Представители Ставки ВГК для координации действий Ленинградского и Волховского фронтов: маршалы Г. К. Жуков и К. Е. Ворошилов.

Наступление поддерживала артиллерия кораблей Балтийского флота и Ладожской военной флотилии.

Силы и состав сторон - Германия

группа армий «Север»командующий: генерал-фельдмаршал Георг фон Кюхлер

18-я армия — командующий: генерал кавалерии Георг Линдеман

1-й воздушный флот — командующий: генерал-полковник авиации Альфред Келлер

Дорога Победы

«Дорога победы»временная железнодорожная линия Поляны — Шлиссельбург, действовавшая с 5 февраля 1943 года по 10 марта 1944 и служившая как более эффективная замена «Дороги жизни» для доставки грузов в блокированный Ленинград.

В отличие от «Дороги жизни», проходившей по Ладожскому озеру, Дорога победы пролегала по левому берегу Невы и по южному побережью Ладоги, проходя на некоторых участках в 3—4 километрах от немецких артиллерийских позиций, за что получила прозвище «коридор смерти». Сыграла важную стратегическую роль в обороне Ленинграда, в том числе и в полном снятии блокады.

12 января 1943 года войска Волховского и Ленинградского фронтов в ходе операции «Искра» перешли в наступление и 18 января объединились на левом берегу Невы, тем самым прорвав блокаду Ленинграда. Появилась возможность связать Ленинград с остальной страной дорогой по суше, заменив ледово-паромную переправу — «Дорогу жизни». 12.01.1943 года Государственный комитет обороны Союза ССР принимает решение: построить в образовавшемся узком участке суши железную дорогу.

5 февраля 1943 года железнодорожная линия Шлиссельбург — Поляны, построенная раньше намеченного срока (на строительство давалось 20 суток) -  за 17 суток, была сдана. Её длина составляла 33 километра, на ней находилось 3 моста (через Неву, Назию и Чёрную) и 3 разъезда, а также устройства для электро- и водоснабжения.

1944 год. Полное освобождение Ленинграда от вражеской блокады

14 января 1944 года войска Ленинградского, Волховского и 2-го Прибалтийского фронтов начали Ленинградско-Новгородскую стратегическую наступательную операцию. Уже к 20 января советские войска добились значительных успехов: соединения Ленинградского фронта разгромили красносельско-ропшинскую группировку противника, а части Волховского фронта освободили Новгород. Ленинград был полностью освобожден.

Советские солдаты поднимают красный флаг над освобожденной Гатчиной.

26 января 1944 года.